Прокурор Чудовского района разъясняет правовые вопросы административной ответственности за нарушения избирательного законодательства

Прокурор Чудовского района разъясняет правовые вопросы административной ответственности за нарушения избирательного законодательства

Статья 5.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведе­ние запрещено законодательством о выборах, в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Агитационный период начинается со дня представ­ления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согла­сии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций теле­радиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекра­щается в ноль часов по местному времени дня, пред­шествующего дню голосования.

Проведение предвыборной агитации в день голосова­ния и в предшествующий ему день запрещается.

Часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает адми­нистративную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитацион­ных материалов с нарушением требований, установлен­ных законодательством о выборах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает админи­стративную ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих матери­алов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владель­цев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной ты­сячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Запрещается размещать предвыборные печатные агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Агитационные печатные материалы (листовки, плака­ты и другие материалы), ранее изготовленные в соот­ветствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и размещен­ные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

Статьей 5.16 КоАП РФ предусмотрено, что подкуп изби­рателей, если эти действия не содержат уголовно наказу­емого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выбо­рах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати ты­сяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Законом предусмотрено, что кандидатам, их доверен­ным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, политическим партиям, их до­веренным лицам и уполномоченным представителям, иным лицам и организациям при проведении предвы-

борной агитации запрещается осуществлять подкуп

избирателей, а именно:

  • вручать им денежные средства, подарки и иные мате­риальные ценности, кроме как за выполнение орга­низационной работы, сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации;
  • производить вознаграждение избирателей, выпол­нявших указанную организационную работу, осущест­влявших сбор подписей, участвовавших в предвыбор­ной агитации, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;
  • проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агита­ционных материалов, которые специально изготовле­ны для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции;
  • оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, цен­ных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания им услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с за­конодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Часть 1 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает ответ­ственность члена УИК:

  • за выдачу гражданину бюллетеня в целях предоставле­ния ему возможности проголосовать за иных лиц или проголосовать более одного раза в ходе проведения одного и того же голосования;
  • за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня.

При условии если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

За совершение указанного правонарушения предусмот­рен административный штраф в размере тридцати тысяч рублей.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что получение в УИК избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избира­теля, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет нало­жение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

В целях предотвращения указанных правонаруше­ний сотруднику полиции следует обращать особое внимание на граждан, прибывших на избирательный участок группами.

Часть 3 данной статьи предусматривает администра­тивную ответственность в отношении лица, ранее подвергнутого административному наказанию за ана­логичное правонарушение.

Следует учитывать, что согласно пункту 18 статьи 29 Федерального закона член комиссии с правом реша­ющего голоса не может быть подвергнут админи­стративному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Россий­ской Федерации.

Поэтому одновременно с направлением дела в суд следует направить копии протокола и материалов дела об административном правонарушении проку­рору, в компетенцию которого входит рассмотрение вопроса о даче согласия подвергнуть члена комиссии административному наказанию, налагаемому в судеб­ном порядке. Сведения о том, что прокурор извещен, целесообразно приложить к материалам дела, направ­ленным в суд.